Тема «Сущность и назначение человека»

 

Форма проведения: беседа с элементами драмати­зации.

 

Цель:

 

  1. дать общее представление об историческом раз­витии философских рассуждений о сущности и назначении человека в этом мире;
  2. помочь ребятам составить представление о таких понятиях, как добродетель, истинное благо, удо­вольствие, цель человеческого существования.

 

Подготовка

 

  • Подобрать группу учащихся, которые представят
    философские воззрения разных эпох по данной
    теме.
  • Помочь ребятам в поисках дополнительной лите­ратуры и работе по выделению главных и суще­ственных моментов в трудах различных авторов.
  • Подобрать портреты ученых-философов для де­монстрации их через эпидиаскоп.
  • В связи с тем, что вопросы теста затрагивают некоторые моменты душевного состояния ребят, де­ликатнее подготовить и4 провести анонимное тес­тирование, а результаты обсудить индивидуаль­но с психологом.

 

Содержание классного часа

Часть первая. «Мудрые о вечном»

Учитель: Ребята, к нам пришли в гости мудрые фи­лософы из прошлых веков. Проблема, которая издавна волнует умы человечества и является те­мой нашего сегодняшнего разговора, — сущность и назначение человека в этом мире. Давайте по­слушаем мысли мудрых мужей и попытаемся ос­мыслить их высказывания, преломив через вре­мя столетий. Обсудим эти воззрения и выясним, созвучны ли они с вашими представлениями.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.)

Великий древнегреческий мыслитель, воспитатель крупнейшего полководца древнего мира Александра Македонского

Что человек есть существо общественное в боль­шей степени, нежели пчелы и всякого рода стад­ные животные, ясно из следующего: природа ни­чего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью. Го­лос выражает и печаль, и радость, поэтому он свой­ствен и остальным живым существам (поскольку их природные свойства развиты до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу). Но речь способна выра­жать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и несправедливо... Это свой­ство людей отличает их от остальных живых су­ществ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость

 

Эразм Роттердамский (1466—1536)

Выдающийся гуманист эпохи Возрождения

...Человек — это некое странное животное, состоя­щее из двух чрезвычайно разных частей: из души (aniraa) — как бы некоего божества (numen) и тела вроде бессловесной скотины.

Блез Паскаль (1623—1662)

Французский математик, физик и философ

Суть человеческого естества — в движении. Пол­ный покой означает смерть.

Как пусто человеческое сердце и сколько нечистот в этой пустоте! Человек несомненно сотворен для того, чтобы думать; в этом главное его достоинство и главное дело жизни, а главный долг в том, чтобы думать пристойно. И начать ему следует с размышлений о себе самом. Но о чем думают люди? Вовсе не об этом, а о том, чтобы поплясать, побряцать на лютне, спеть пес­ню, сочинить стихи, поиграть в кольцо и т.д., по­воевать, добиться королевского престола, и ни на минуту не задумываются над тем, что это такое:
быть королем, быть человеком.

Величие человека в его способности мыслить. Толь­ко мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом — основа нравственности.

Славолюбие — самое низменное свойство челове­ка и вместе с тем самое неоспоримое доказатель­ство его высокого достоинства, ибо, даже владея обширными землями, крепким здоровьем, всеми насущными благами, он не знает довольства, если не окружен уважением ближних. Превыше всего он ценит людской разум. Почет — заветная цель человека, он будет всегда неодолимо стремиться к ней, и никакая сила не искоренит из его сердца желания ее достичь. Человек не должен приравнивать себя ни к жи­вотным, ни к ангелам, не должен пребывать в неведе­нии о двойственности своей натуры. Пусть знает, ка­ков он в действительности

Роберт Оуэн (1771-1858)

Великий английский мыслитель, социалист-утопист

Ученик: Что такое человек?

Оуэн: Организованное существо или животное, обла­дающее умственными и нравственными свойства­ми и способностями и обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим.

Ученик: Чем отличается он от других животных или известных организованных существ?

Оуэн: Тем, что он одарен умственными и нравствен­ными способностями, превосходящими способнос­ти всех остальных животных; благодаря этому он может подчинять своей власти, поэтому он явля­ется повелителем животных.

Ученик: Каким образом произошел человек?

Оуэн: Еще неизвестны такие факты, на основании ко­торых кто бы то ни было из людей мог бы дать разумный или удовлетворительный ответ на этот вопрос. В настоящее время бесполезно заниматься рассмотрением этого вопроса, и единственно пра­вильное его разрешение заключается в том, что человек, равно как и все остальные организован­ные существа, обязан своим происхождением не­известной ему силе... Всякое существо сообразует­ся с общими и индивидуальными законами, суще­ствующими для его вида.

Ученик; В чем состоит счастье человека?

Оуэн: В приятных ощущениях или умеренном удов­летворении всех его естественных потребностей.

Ученик: В чем состоит несчастье человека?

Оуэн:

 В болезненных ощущениях или в том, что по­требности, вытекающие из его физических или нравственных способностей, не удовлетворяются.

Людвиг Фейербах (1804—1872)

Выдающийся немецкий философ XIX в.

Особым назначением человек обладает лишь как существо моральное, т. е. как социальное, граждан­ское, политическое. Это назначение человек сам избрал для себя, ис­ходя из своей природы, своих способностей и стрем­лений. Тот, кто сам не назначает себя для чего-либо, тот и не имеет назначения к чему-либо .Часто приходится слышать о том, что мы не зна­ем, какое человек имеет назначение. Кто рассуждает так, тот переносит свою собственную неопределенность на других людей. Кто не знает, в чем его назначение, тот и не имеет особого назначения.

Максим Алексеевич Антонович (1835—1918)

Русский демократ-просветитель, последователь Н.Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Сотруд­ник журнала «Современник»

Какал цель человеческого существования? В чем состоит задача или загадка человеческой жизни?

Над этим вопросом трудилось много мудрых умов и много почтенных голов.

 

 

Самый естественный и ничем не опровержимый ответ на приведенный во­прос тот, что человек суще­ствует для того, чтобы су­ществовать, живет для того, чтобы жить.

Цель человеческого су­ществования есть жизнь полная, разумная, прият­ная, словом, естествен­ная.

К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупотреблениями их. Под хоро­шей жизнью обыкновенно разумеют роскошь, возмож­ность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удовольствиями разумеются кутеж, обжорство, пьян­ство, сладострастие и т.п. Для приобретения средств для такой жизни считается дозволительным все: под­лости, мошенничества, всякого рода бесчестные дела, раболепство, торговля телом и душою, измена, преда­тельство и т.д. Так что если вы спросите какого-ни­будь негодяя, почему он возлюбил блага жизни, то, по его понятиям, честь и совесть вовсе не относятся к благам жизни.

Такой хорошей жизни противополагается непри­ятная нравственно разумная жизнь, далекая от удо­вольствий, полная лишений, самоотречения. Справед­ливо ли это? Ужели в самом деле разумная доброде­тель не только не составляет естественной потребнос­ти человеческой природы, но даже не гармонирует с нею? Нет, добродетель есть жизнь, одна из потребно­стей и сторон жизни.

Разумный человек поступает честно и самоотвер­женно, потому что этого требуют его ум, его убеждения, его чувства, словом, вся его нравственная при­рода, получающая высокое наслаждение от удовлет­ворения; иначе он действовать не может, потому что в противном случае он ощущал бы ад внутри себя, неумолимые укоры совести, терпел бы боль и стра­дания от неудовлетворения своей нравственной природы.

Источник удовольствия для честного и нравствен­ного человека в нем самом, тогда как для бесчестно­го богача он вне, в случайных, преходящих обстоя­тельствах, а внутри он, может быть, терпит целый ад, к его мучит совесть, голос которой он не может заесть обжорством, запить пьянством и заглушить всевозможными чувственными наслаждениями.

Николай Александрович Бердяев (1874—1948)

Русский философ XX в.

Проблема человека есть основная проблема фило­софии. Еще древние греки поняли, что человек мо­жет начать философствовать только с познания само­го себя.

Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать. Он зависит от природ­ной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творчес­кий акт человека в природе имеет космогеническое значение и означает новую стадию жизни космичес­кой.

Человеческая природа динамична и изменчива

Часть вторая. «Обсуждение»

Учитель предлагает обсудить вопросы, которые затронули в своих выступлениях философы различ­ных эпох:

  1. Чем отличается человек от животного?
  1. Что такое «добродетель»?
  2. Понятие «удовольствия» в вашем представлении.
  3. Что важнее — богатство душевное или материальное?
  4. Каково назначение человека в вашем понимании?
  5. Какие цели ставит перед собой нравственно гар­моничный человек?
  6. Какие мысли философов нашли отклик в вашем сердце, в вашем представлении о сущности и на­
    значении человека в этом мире?

Афоризмы о жизни

                                    Афоризм — это роман, из которого вычеркнуто все лишнее.

М. Генин

• Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне боль­шинства, а в том, чтобы жить согласно с внутрен­ним, сознаваемым тобой законом.

М. Аврелий

  • Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чув­ствовать, что живешь.
  • Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.
  • Не завидуй тому, кто сильней и богат.
    За рассветом всегда наступает закат.

 С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся, как с данной тебе напрокат.

О. Хайям

Афоризмы О. Уайльда

• Как это глупо — говорить о «неопытной и невеже­ственной юности». Я с уважением слушаю сужде­ния только тех, кто много меня моложе. Молодежь  нас опередила, ей жизнь открывает свои самые новые чудеса.

  • Жизнь — слитком серьезная штука, чтобы говорить о ней всерьез.
  • Большинство из нас — это не мы. Наши мысли это чужие суждения; наша жизнь — мимикрия;
    наши страсти — цитата.
  • В жизни есть только две настоящие трагедии:
    одна — когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая — когда получаешь.
  • В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны.
    Жизнь — простая штука, и в ней что проще, то и  правильнее.
  • Если хочешь получить от жизни удовольствие, следует хоть в чем-то быть серьезным.
  • Жизнь — всего лишь дурная четверть часа, состоящая из чудесных секунд.
  • Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно- единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в Том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще.
  • Жизнь — самый лучший театр, да жаль, репертуар из рук вон плох.
  • Когда оглядываешься на жизнь, столь трепетную, столь насыщенную переживаниями, наполненную мгновениями столь жарких исступлении и радостей, все это кажется каким-то сном или грезой. Что такое нереальное, если не те страсти, которые когда-то жгли, точно огнем? Что такое невероятное, если не то, во что когда-то пламенно верил? Что такое невозможное? То, что когда-то совер­шал сам.
  • Кто к жизни подходит как художник, тому мозг заменяет душу.
  • Мир всегда смеялся над своими трагедиями, ибо только так их и можно переносить. Соответствен­но, все то, что мир всегда воспринимал всерьез, относится к комедийной стороне жизни.
  • Переделать других — очень легко, себя — намно­го труднее.

О. Уайльд

• Каков же итог жизни? Ужасно мало смысла.

В. Розанов

• Только соучастие в бытии других живых существ
обнаруживает смысл и основание собственного бы­тия.

М. Бyбер

  • Стоит жизнь того, чтобы жить, или нет, это един­ственно серьезный вопрос.
  • Неизбежно только одно — смерть, всего остально­го можно избежать.

А. Камю

 

• Сорваться — эффектнее, чем устоять,
Разбить — романтичнее, чем уберечь.
Отречься — приятнее, чем настоять,
И самая легкая вещь — умереть.

Н. Матвеева

• Все определяется тем, чего ищешь в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь с себя и с других.

С. Моэм

• Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего поло­жения нет.

•  Жить — значит чувствовать и мыслить, страдать
и блаженствовать, всякая другая жизнь — смерть.

В. Белинский

•  Для достижения поставленной цели деловитость нужна не менее, чем знание.

П. Бомарше

•  Ковыляющий по прямой дороге опередит бегуще­го, который сбился с пути.

Ф. Бэкон

•  Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен.

П. Валери

•  Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во вся­кую лающую на тебя собаку, то никогда не дой­дешь до цели.

Ф. Достоевский

• Быть на расстоянии какого-нибудь шага от цели или же совсем не приблизиться к ней — это в сущ­ности одно и то же.

Г. Лессинг

•  Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг ее.

М. Эбнер-Эшенбах

•  Если корабль не знает, к какой пристани он дер­жит путь, то никакой ветер не будет ему попутным.

Сенека

•  Самое умное в жизни — все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.

В. Ключевский

 

•  Я не боюсь смерти. Значит, жизнь — моя!

В. Шукшин

  • Жизнь — вредная штука. От нее все умирают.
  • Первое условие бессмертия — смерть.
  • Жизнь занимает у людей слишком много време­ни.

 

Е. Леи

•  Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному — борь­бе за освобождение человечества.

 

Н. Островский

•  Чем выше человек по умственному и нравственно­му развитию, тем он свободнее, тем большее удо­вольствие доставляет ему жизнь.

Жизнь — совсем не такая простая и легкая шту­ка, которую можно было бы изучить и постигнуть вполне по наставлениям родителей и по казенным учебникам.

 Д. Писарев

•  Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не же­лать ее.

Л. Толстой

•  Жизнь — это вопрос времени.

В. Резников

•  Жизнь — вещь грубая. Ты вышел в долгий путь — значит, где-нибудь и подскользнешься, и получишь пинок, и упадешь, и устанешь, и воскликнешь «Умереть бы!» — и, стало быть, солжешь.

• В одном не вправе мы жаловаться на жизнь: она никого не держит.

Сенека

• Жизнь — игрушка настолько глупая, что ее дарят только младенцам.

Б. Манвилл

• Вы все хотите быть честным по отношению к жизни. Но жизнь такая свинья, она все равно вас на­дует.

К. Ижиковский

• Если хочешь, чтобы жизнь тебе улыбнулась, сна­чала сам улыбнись жизни.

Д.Э. Смит

• Умереть — значит присоединиться к большинству.

Петроний

• В моей смерти прошу винить мою жизнь.

Г. Мамкин

• Завтра никогда не наступает; длится вечное сегодня. Не будущее замкнется смертью, а длящееся
настоящее. Не завтра будет смерть, а когда-нибудь сегодня.

Г. Ландау

• Жизнь коротка, это понятно; но по сравнению с чем?

А. Моруа

• Так жить нельзя, а по-другому мы не умеем.

Б. Крутнер

• Жизнь и смерть ходят рядом, но ничего не знают друг о друге.

Э. Кроткий

 

Часть третья

«Вы живете в согласии с самим собой?» Психологическое тестирование

(анонимное)

Свернись в себя самого. Смотри внутрь себя.

Марк Аврелий

Ребятам предлагается психологический тест из 15 вопросов. На вопросы надо отвечать «Да», «Нет», «Не знаю».

Тестовые вопросы:

  1. Я вполне доволен собой.
  2. Иногда меня беспокоят или нервируют противоречивые мысли и чувства, касающиеся людей или событий.

3. Я могу самостоятельно принимать решения, ка­сающиеся моей личной жизни.

  1. Я люблю представлять себе различные ситуации, в которых веду себя совершенно иначе, чем в жизни.
  2. Кроме мелких промахов, мне нечего себе поста­вить в вину.
  3. У меня часто возникает такое чувство, что я сам(а) не знаю, чего хочу.
  4. Я столь хорошо знаю свое тело (организм), что понимаю, когда мелкие недомогания вызваны мо­ими внутренними конфликтами или душевным разладом.
  5. Меня очень огорчает то, что я никогда не достиг­ну идеального состояния собственной личности.
  6. Вместо того, чтобы взрываться и злиться, я умею вести мысленный (внутренний) диалог и разговаривать с собой даже тогда, когда проблема вызы­вает противоречивые мнения или чувства.
  1. Иногда я реагирую на определенные (некоторые) ситуации иначе, чем хотелось бы.
  2. Есть вещи, в которые я глубоко верю. И такие ценности, во имя которых я сделал(а) бы  больше, чем могу сейчас определить.
  3. Я всегда спешу, мне не хватает времени, или я берусь за выполнение заданий, превышающих воз­можности одного человека.
  4. Я умею поддерживать себя в трудных ситуациях, а когда у меня есть возможность (время, мес­то и т. д.), то я позволяю себе «переболеть».
  5. Я считаю, что сегодня мир так сильно изменил­ся, что добро и зло стали чем-то относительным.
  6. Часто, слыша критические оценки других людей в отношении себя, вслух я соглашаюсь с ними,
    хотя по правде я так не думаю.

Подсчет результатов

Ответ «Да" на вопросы 1, 3, 5,7, 9, 11, 13 — 10 бал­лов.

Ответ «Нет» на вопросы 2, 4, б, 8, 10, 12, 14, 15 — 10 баллов.

Ответы «Не знаю» — 5 баллов.

Подсчитайте свои очки.

100—150 баллов

Ваши ответы показывают не только, что вы живе­те в согласии с собой, но и то, что вы знаете себя и можете себе доверять. Кажется, вы обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как

 

личного характера, так и касающихся взаимоотноше­ний с людьми. Вы умеете быть для себя источником силы и поддержкой даже тогда, когда другие люди вашу силу называют слабостью.

50—99 баллов

Очевидно, вы живете не в полном согласии с самим(ой) собой. В вас много сомнений и недовольства собой. Ваши ответы указывают на существование ка­ких-то преград для полного принятия собственной личности. Если бы вы попробовали точно оценить свои возможности и одновременно проявить больше тер­пимости по отношению к себе (вы человек мыслящий, но и ошибающийся), то тогда, быть может, жизнь приносила бы вам больше удовлетворения.

0—49 баллов

Знаете ли вы причину, по которой так сильно себя не любите? Ваши ответы говорят о почти полном от­сутствии принятия себя и согласия с самим собой. Но, несмотря ни на что, будьте другом себе. Для этого подсчитайте, сколько предрассудков и стереотипов вы уже имеете, думая о себе. Не мучайте себя упражне­ниями воображения. Начните делать то, чего желаете больше всего, даже если этому сопутствует риск или мешает ваш внутренний страх.

Заключение

Учитель подводит итоги классного часа:

 • благодарит ребят, которые выступали в роли философов, подчеркивая, что они не только подгото­вили интересные сообщения, но и искренне попы­тались их донести до аудитории, выбрав главные и существенные моменты данной темы;

 

  • высказывает мысль, что полученная информация помогла многим ребятам, которые не одумывались или затруднялись поставить перед собой та­кие, на первый взгляд, простые, но, с другой сто­роны, очень глубокие философские вопросы;
  • отмечает обсуждение, которое прошло активно и показало, что тема о сущности и назначении чело­века в этом мире вечно волновала умы человече­ства, что она очень актуальна и в наши дни;
  • вопросы, поставленные в тесте, помогут ребятам задуматься о самом себе и объективно соотнести свои мысли и действия с окружающим миром.

Основной вывод

Человек — единственное существо, которое осоз­нает свою смертность. Человек задает себе мучитель­ные вопросы: ради чего он живет? Есть ли какой-ни­будь смысл в жизни?

В христианстве земная жизнь истолковывается как время «спасения души», преодоление наследственно­го греха, способ соединения человека с Богом.

Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни.

Однако человеку нужны духовно-нравственные критерии жизненной позиции. Ему мало просто жить, ему хочется жить «для кого-то» и «во имя чего-то».

Человек живет в обществе среди людей, близких, далеких, и именно в отношениях с этими людьми за­ключен его реальный шанс на бессмертие и стимул надежды. В обществе ему дана возможность самоосу­ществиться, обрести признательность, благодарность, оставить память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, художники, изобретатели, поэты, борцы за свободу и счастье человече­ства. Память о них вечна.

Но память о себе оставляют не только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает.

Человек как личность реализует свой творческий потенциал в своих деяниях. Он продолжает жить в своих детях, внуках, потомках.

Приветствую Вас, Гость!
Пятница, 03.05.2024