План работы
методического объединения учителей естественно-математического цикла на 2012-2013 учебный год
Методическая тема: «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования методов активного обучения»
Цель методической работы: Повышение педагогического мастерства учителя через развитие профессиональных компетентностей
Основные задачи методической работы:
- Создание необходимых условий для обеспечения инновационной педагогической практики учителей, самообразования и обобщения актуального педагогического опыта.
- Стимулирование творческого самовыражения, раскрытия профессионального потенциала педагогов в процессе работы с одаренными детьми.
- Повышение мотивации учителей на овладение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса, изучение и применение новых образовательных технологий.
- Расширение единого образовательного пространства школы, используя новые технологии (Интернет, УМЦ, интерактивная доска, цифровые образовательные ресурсы).
- Повышение качества обучения и обеспечение качественной подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации.
ЗАСЕДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Заседание №1
Тема: «Проблемно-ориентированный анализ деятельности методического объединения учителей естественно-математического цикла в 2011-2012 учебном году. Задачи МО на 2012 - 2013 учебный год»
Цели:
1)обобщение и регулирование результатов работы методического объединения;
2) разработка стратегии и тактики деятельности МО по реализации поставленных задач в новом учебном году.
Вопросы к обсуждению |
Дата |
Ответственный |
1. Анкетирование по выявлению профессиональных затруднений педагогов. |
03.09.12 |
Ткачева О.В. (руководитель МО) |
2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности методического объединения учителей естественно-математического цикла в 2011-2012 учебном году. Рассмотрение плана работы на 2012-2013 учебный год. |
Ткачева О.В. (руководитель МО) |
|
3. Рассмотрение планов работы учителей в рамках неаудиторной занятости на 2012-2013 учебный год. |
Славгородская Е.Я. |
|
4. Знакомство с новинками методической литературы. |
Бузулукина О.И. |
|
5. Рассмотрение планов работы учителей над темами по самообразованию на 2012-2013 учебный год. |
Все члены МО |
Заседание №2
Тема: «Формирование здоровьесберегающего учебно-образовательного пространства на уроках предметов естественно-математического цикла»
Цели: 1) определение круга факторов, потенциально способных повлиять на здоровье детей;
2) выявление возможных приёмов и методов оптимизации содержания и целенаправленной организации учебно-образовательного пространства на уроках с целью здоровьесбережения школьников.
Вопросы к обсуждению |
Дата |
Ответственный |
1. Современный урок, как один из важных «школьных» факторов, потенциально способных повлиять на здоровье детей. |
02.11.12 |
Славгородская Е.Я. |
|
Савина Е.А.
|
|
|
Криницына Т.В., Лысанова М.И. |
|
4. Эффективность работы с учащимися, проявляющими повышенный познавательный интерес к изучению предметов цикла (анализ результатов школьного этапа всероссийской олимпиады школьников; подготовка к муниципальному этапу). |
Ткачева О.В. (руководитель МО) |
|
5. Анализ результатов административного контроля по предметам цикла. |
Славгородская Е.Я. |
Заседание №3
Тема: «Проблемы подготовки учащихся 9, 11 классов к итоговой аттестации и пути их решения»
Цели:
1) обеспечение качественной подготовки учащихся 9, 11 классов к итоговой аттестации по предметам цикла;
2) создание условий, способствующих эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
3) обмен опытом использования современных образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации;
Вопросы к обсуждению |
Дата |
Ответственный |
|
26.12.12 |
Лысанова М.И.
|
2. Использование современных педагогических технологий при подготовке к государственной (итоговой) аттестации. |
Ткачева О.В. |
|
|
Бузулукина О.И. |
|
|
Славгородская Е.Я. |
Заседание №4
Тема: «Профильное обучение как условие повышения качества образования»
Цели:
1) создание условий для реализации индивидуальных способностей и потребностей старшеклассников в рамках профильного обучения;
2) обеспечение качественного изучения на профильном уровне предметов программы среднего (полного) общего образования;
3) обеспечение проведения промежуточной аттестации учащихся 5-9, 11 классов по математике и 10 класса по профильным предметам.
Вопросы к обсуждению |
Дата |
Ответственный |
1. Проблемы организации учебного процесса в профильных классах: фрагмент урока химии в 10 классе (физико-химический профиль). Элективная дифференциация как средство эффективной реализации профильного обучения: фрагмент занятия элективного курса в 11Б классе (химико-биологический профиль) «Методы решения физических задач». |
11.03.13 |
Бузулукина О.И.
Савина Е.А.
|
2. Перспективы ведения учебных и элективных курсов в 2013-2014 учебном году. |
Ткачева О.В. (руководитель МО) |
|
3. Материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся в 2012-2013 учебном году. |
Криницына Т.В., Ткачева О.В., Славгородская Е.Я., Бузулукина О.И., Савина Е.А. |
|
4. Анализ результатов административного контроля по предметам цикла. |
Славгородская Е.Я. |
|
5. Презентация опыта работы учителя математики Ткачевой О.В. |
Ткачева О.В. |
Заседание № 5
Тема: «Информационно-аналитическое обеспечение итогов деятельности методического объединения»
Цели:
1) анализ результативности деятельности учителей по обеспечению положительной динамики уровня обученности учащихся по предметам цикла;
2) выявление проблем в подготовке учащихся к итоговой аттестации;
3) изучение методических рекомендаций и рассмотрение рабочих программ на 2013-2014 учебный год.
Вопросы к обсуждению |
Дата |
Ответственный |
1. Анализ результатов административного контроля по предметам цикла и персонального контроля учителя Ткачевой О.В. |
20.06.13 |
Славгородская Е.Я.
|
2. Анализ результатов ГИА и ЕГЭ. |
Ткачева О.В., Бузулукина О.В., Савина Е.А. |
|
3. Организация образовательного процесса по иностранному языку в соответствии с методическими письмами Министерства образования и рекомендациями БелРИПКППС по организации учебно-воспитательного процесса. |
Ткачева О.В. (руководитель МО) |
|
4. Рассмотрение рабочих программ учителей на 2013-2014 учебный год. |
Все члены МО |
Работа методического объединения между заседаниями
- Взаимопосещение уроков.
- Проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по предметам цикла.
- Проведении административных контрольных работ (в соответствии с планом ВШК на 2012-1013 учебный год)
- Подготовка и проведение предметной декады.
- Проведение промежуточной аттестации учащихся по математике (5-9, 11 классы) и профильным предметам (10 класс).
- Участие в работе ММО, районных семинаров.
- Участие в районных конкурсах, проведение мастер-классов.
- Индивидуальное консультирование по вопросам подготовки учителей к аттестации.
Протокол № 1
заседания методического объединения
учителей естественно-математического цикла МОУ СОШ 4
от 3 сентября 2012 года
Всего членов МО: 7
Присутствовало: 7
Отсутствовало: 0
Повестка заседания:
1. Анкетирование по выявлению профессиональных затруднений педагогов.
- Проблемно-ориентированный анализ деятельности методического объединения учителей естественно-математического цикла в 2011-2012 учебном году. Рассмотрение плана работы на 2012-2013 учебный год.
3. Рассмотрение планов работы учителей в рамках неаудиторной занятости на 2012-2013 учебный год.
4. Знакомство с новинками методической литературы.
5. Рассмотрение планов работы учителей над темами по самообразованию на 2012-2013 учебный год.
По первому вопросу «Анкетирование по выявлению профессиональных затруднений педагогов»
СЛУШАЛИ:
Ткачёву О.В. руководителя МО естественно-математического цикла, которая рассказала о результатах анкетирования по выявлению профессиональных затруднений педагогов. Результаты показали, что степень затруднения педагогов в организации обучения являются следующие пункты:
- умение провести самоанализ урока;
- организация внеклассной работы по предмету;
- описание собственного опыта работы;
- работа с одаренными детьми.
ВЫСТУПИЛИ:
Славгородская Е.Я., учитель математики, которая выразила мнение о необходимости взаимного посещения уроков в целях преодоления затруднений педагогов в организации обучения.
- По второму вопросу «Проблемно-ориентированный анализ деятельности методического объединения учителей естественно-математического цикла в 2011-2012 учебном году. Рассмотрение плана работы на 2012-2013 учебный год».
СЛУШАЛИ:
Ткачёву О.В. руководителя МО естественно-математического цикла, с выступлением об анализ деятельности методического объединения учителей естественно-математического цикла в 2011-2012 учебном году. Анализ результатов осуществлялся относительно следующих параметров:
- «результаты обучения учащихся 11 классов, итоги сдачи ЕГЭ»,
- «результаты обучения учащихся 9 классов, итоги прохождения государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы»,
- «результаты выполнения диагностических работ в рамках аккредитации МОУ СОШ №4»
- «результаты сдачи учащимися 11 классов пробных экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ»,
- «результаты сдачи учащимися 9 классов пробных экзаменов в новой форме ГИА», «сведения о результатах независимых экспертиз»
- «итоги прохождения промежуточной аттестации учащимися 5-11 классов»,
- «динамика качества знаний и степени обученности (среднего балла) учащихся при переходе из начального в среднее звено»,
- «процент обучающихся в углубленных и профильных группах, выбравших для прохождения аттестации предмет, изучавшийся на углубленном или профильном уровне»,
- «сведения о результатах обучения учащихся средней школы № 4»,
- «результаты участия школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях»,
- «сведения о поступлении выпускников в ВУЗы»,
- «мотивация к учебно-познавательной деятельности»,
- «состояние физического, психологического и социально-нравственного здоровья учащихся»,
- «сформированность нравственных качеств учащихся».
Исходя из анализа состояния МОУ средняя общеобразовательная школа № 4 г. Алексеевки в рамках МО естественно-математического цикла
результатов деятельности нашей школы, были выявлены следующие проблемы:
- совершенствования педагогического мастерства учителей, работающих в 10 классах, в плане подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации;
- отсутствия у ряда учителей отработанной системы подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации;
- повышения квалификации учителей, не обеспечивших оптимальных результатов сдачи учащимися выпускных экзаменов;
- рационального использования часов неаудиторной занятости учителей;
- осознанного выбора учащимися предметов для сдачи экзаменов по выбору с целью дальнейшего профессионального определения;
- использования современных педагогических технологий при подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации;
- недостаточной сформированности у учащихся мотивации к учебно-познавательной деятельности;
- умения организовать использование учащимися разных типов и видов источников знаний;
- отработки стратегии выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом;
- эффективности и плодотворности адаптационного периода в школе для учащихся 5 класса;
- согласованности действий на всех ступенях обучения, педагогических звеньев;
- выработки системы подготовки учащихся к олимпиадам, отработки у учащихся умения применять полученные знания в измененной и новой ситуациях, разработке стратегии поведения в режиме ограниченного времени. согласованности действий педагогических звеньев на всех ступенях обучения;
- более тщательного отбора учащихся в группы профильного изучения предмета, который является обязательным при прохождении государственной (итоговой) аттестации или же является часто выбираемым предметом по выбору учащихся.
ВЫСТУПИЛИ:
Савина Е.А. учитель физики, которая отметила положительную
динамику по числу победителей городских олимпиад и предложила некоторые пути решения проблем, стоящих перед МО.
По третьему вопросу «Рассмотрение планов работы учителей в рамках неаудиторной занятости на 2012-2013 учебный год».
СЛУШАЛИ:
Славгородскую Е.Я заместителя директора по учебно-воспитательной работе, которая отметила соответствие представленных индивидуальных планов требованиям на 2012-13 учебный год.
ВЫСТУПИЛИ:
Ткачёва О.В. руководитель МО естественно-математического цикла, которая????
По четвертому вопросу «Знакомство с новинками методической литературы».
СЛУШАЛИ:
Бузулукину О.И. учителя химии и биологии, которая ознакомила с новинками методической литературы.
ВЫСТУПИЛИ:
Ткачева О.В., Славгородская Е.Я., Криницына Т.В. учителя математики, которые рассказали об изменениях структуры КИМов по математике в итоговой аттестации 2012-13 учебного года.
По пятому вопросу «Рассмотрение планов работы учителей над темами по самообразованию на 2012-2013 учебный год».
СЛУШАЛИ:
ВЫСТУПИЛИ:
Ткачева О.В., Славгородская Е.Я., Криницына Т.В. учителя математики,???
Рекомендации:
1. необходимости взаимного посещения уроков в целях преодоления затруднений педагогов в организации обучения
- Повысить результаты деятельности МО естественно-математического цикла.
- Соблюдать график работы с учащимися в рамках неаудиторной занятости.
- Приобрести новую методическую литературу по предмету.
- Работу над темами по самообразованию поводить в соответствии с планом.
Руководитель МО__________ О.В. Ткачева
Протокол № 2
заседания методического объединения
учителей естественно-математического цикла МОУ СОШ №4
от 2 ноября 2012 года
Всего членов МО: 7
Присутствовало: 7
Отсутствовало: 0
Повестка заседания:
- Современный урок, как один из важных «школьных» факторов, потенциально способных повлиять на здоровье детей.
2. Оптимизация содержания и целенаправленная организация учебно-образовательного пространства на уроке, путем реализации здоровьесберегающих технологий. Фрагмент урока физики в 8Б классе.
3. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в 5-6 классах. Фрагменты уроков математики в 5А и 6Б классах.
4. Эффективность работы с учащимися, проявляющими повышенный познавательный интерес к изучению предметов цикла (анализ результатов школьного этапа всероссийской олимпиады школьников; подготовка к муниципальному этапу).
5. Анализ результатов административного контроля по предметам цикла.
По первому вопросу «Современный урок, как один из важных «школьных» факторов, потенциально способных повлиять на здоровье детей»
СЛУШАЛИ:
Славгородскую Е.Я заместителя директора по учебно-воспитательной работе, которая рассказа об используемых ею интерактивных упражнениях и заданиях.
ВЫСТУПИЛИ:
По второму вопросу «Оптимизация содержания и целенаправленная организация учебно-образовательного пространства на уроке, путем реализации здоровьесберегающих технологий. Фрагмент урока физики в 8Б классе»
СЛУШАЛИ:
Савина Е.А. учитель физики, Был продемонстрирован фрагмент урока, где показаны некоторые из используемых ею приемов работы в данном направлении.
ВЫСТУПИЛИ:
По третьему вопросу «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в 5-6 классах. Фрагменты уроков математики в 5А и 6Б классах»
СЛУШАЛИ:
Криницыну Т.В. и Лысанову М.И. учителей математики с сообщением
ВЫСТУПИЛИ:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Славгородская Е.Я. озвучила рекомендации по устранению недостатков, выявленных в ходе административных проверок организации образовательного процесса и уровня обученности учащихся по предметам цикла.
По четвертому вопросу «Эффективность работы с учащимися, проявляющими повышенный познавательный интерес к изучению предметов цикла (анализ результатов школьного этапа всероссийской олимпиады школьников; подготовка к муниципальному этапу)»
СЛУШАЛИ:
Ткачёву О.В. руководителя МО естественно-математического цикла ВЫСТУПИЛИ:
По пятому вопросу «Анализ результатов административного контроля по предметам цикла».
СЛУШАЛИ:
ВЫСТУПИЛИ:
Рекомендации:
- Повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся (самостоятельной, групповой, творческой и т.д.).
- Активнее использовать современные технологии на уроках естественно-математического цикла в 5-11 классах с целью обеспечения более качественной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.
- Подготовить кабинеты к смотру школьных кабинетов.
Руководитель МО__________ О.В. Ткачева
Протокол № 3
заседания методического объединения
учителей естественно-математического цикла МОУ СОШ №4
от 26 декабря 2012 года
Всего членов МО: 7
Присутствовало: 7
Отсутствовало: 0
Повестка заседания:
1. Использование интерактивных упражнений и заданий как средство формирования необходимых компетенций учащихся и повышения мотивации учения.
- Использование современных педагогических технологий при подготовке к государственной (итоговой) аттестации.
- Анализ результатов административного контроля за ноябрь-декабрь.
- Подготовка к участию в смотре школьных кабинетов.
По первому вопросу «Использование интерактивных упражнений и заданий как средство формирования необходимых компетенций учащихся и повышения мотивации учения»
СЛУШАЛИ:
Учителя информатики и математики Лысанову М.И., которая рассказа об используемых ею интерактивных упражнениях и заданиях. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных состоит в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Современная педагогика, подчеркнула Лысанова М.И., богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди них:
- работа в малых группах,
- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры),
- использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии),
- социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки),
- разминки,
- интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог,
- обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула, проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум),
- разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»),
- творческие задания, особенно практические и близкие к жизни обучающегося, придающие смысл обучению, мотивирующие учащихся.
ВЫСТУПИЛИ:
Славгородская Е.Я., учитель математики, которая выразила мнение о необходимости постепенно вводить сначала простые творческие упражнения, а затем все более сложные задания, так как не все учащиеся привыкли работать творчески.
По второму вопросу «Использование современных педагогических технологий при подготовке к государственной (итоговой) аттестации»
СЛУШАЛИ:
Ткачёву О.В., учителя математики, с выступлением об организации уроков обобщения знаний и способов действий в 9-х классах в рамках подготовки к ГИА по математике. Был продемонстрирован фрагмент урока, где показаны некоторые из используемых ею приемов работы в данном направлении. Было отмечено, что хороший результат получается, когда учитель инсценирует «тупик» в процессе решения задачи, в этом случае дети должны уметь найти место, с которого пошел «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.
Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности, минимальной подстановке как приему проверки ответа – эти и многие другие приемы и формы работы способствуют, по мнению Ольги Владимировны, эффективному решению поставленной задачи.
ВЫСТУПИЛИ:
Учитель математики Криницына Т.В. рассказала о приеме «спирального движения» по тесту для решения заданий по ГИА и ЕГЭ. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами 2 часть работы и отметить 1-2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания, которые «средней» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть работы. Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить здания, которые не «поддались» сразу.
Учитель математики Славгородская Е.Я. рассказала об использовании проектной технологии при подготовке к итоговой аттестации. По мнению учителя самостоятельная работа над индивидуальными проектами позволяет учащимся самостоятельно добывать знания по изучаемым темам.
По третьему вопросу «Анализ результатов административного контроля за ноябрь-декабрь»
СЛУШАЛИ:
Бузулукину О.И., учителя химии и биологии, с сообщением о результатах административных контрольных работ и всероссийских предметных олимпиад.
ВЫСТУПИЛИ:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Славгородская Е.Я. отметила некоторую отрицательную динамику по числу победителей городских олимпиад по математике и предложила некоторые пути решения данной проблемы. Екатерина Яковлевна также озвучила рекомендации по устранению недостатков, выявленных в ходе административных проверок организации образовательного процесса и уровня обученности учащихся по предметам цикла.
По четвертому вопросу «Подготовка к участию в смотре школьных кабинетов»
СЛУШАЛИ:
Славгородскую Е.Я., заместителя директора по учебно-воспитательной работе, которая рассказала о современных требованиях к оснащенности учебных кабинетов и материально-техническому оснащению образовательного процесса по предметам цикла. В сообщении также были приведены примерные критерии оценивания состояния кабинета.
ВЫСТУПИЛИ:
Учитель физики Савина Е.А., которая отметила, к какому критерию нужно отнестись особенно внимательно: состояние уголка подготовки к итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ в 2012-13 учебном году. Предложены некоторые формы оформления стендов.
Рекомендации:
1. Повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся (самостоятельной, групповой, творческой и т.д.).
2. Активнее использовать современные технологии на уроках естественно-математического цикла в 5-11 классах с целью обеспечения более качественной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.
3.Подготовить кабинеты к смотру школьных кабинетов.
Руководитель МО__________ О.В. Ткачева